Уходящий год вызвал серьезные затруднения во многих сферах жизни, в том числе сократив темпы экономического роста и доходы простых людей. О том, как сложности года пандемии отразились на программе строительства православных храмов Москвы и как выглядят ее промежуточные итоги, порталу «Интерфакс-Религия» рассказал куратор проекта, депутат Госдумы Владимир Ресин.
— Владимир Иосифович, учитывая, какой выдался год, всем нам нужны хорошие новости. Расскажите, чего удалось добиться «программе-200»?
— Глядя на результаты программы по строительству православных храмов в Москве за 2020 год, могу сказать, что мы прошли испытания с честью, закалились и приноровились к ситуации. Даже в тяжелой обстановке всемирной эпидемии коронавируса мы продолжали строить и вводить в эксплуатацию крупные религиозные инфраструктурные объекты. Ведь это не просто храмы, это целые комплексы, где москвичи могут в комфортных условиях не только молиться, а еще учиться — основам православной культуры, ремеслу, различным видам искусства, спорта и даже иностранным языкам. Могут заниматься подвижничеством и благотворительностью. При каждом новом храме есть свой духовно-просветительский центр с воскресной школой, а зачастую с общеобразовательной гимназией или детским садом. Есть многочисленные кружки и клубы, где у наших детей и внуков есть возможность бесплатного обучения. Более того, учебный и творческий процессы доступны и для взрослых. Построенные нами храмовые комплексы полноценно выполняют функции социальных объектов современной Москвы.
Я рад, что, вопреки всему, в этом году мы ввели в эксплуатацию 9 новых храмов, и 12 объектов готовятся к сдаче. Удалось начать строительство еще 10 церквей. В подготовке к строительству находятся еще 17 храмов: 14 храмов — в старой Москве и 3 храма — на присоединенных территориях (ТиНАО). Причем проекты некоторых из этих храмов были готовы значительно раньше срока, а у приходов появилось больше времени на сбор пожертвований. В проектировании у нас сегодня уже 44 храма: 42 — в Старой Москве и 2 — в ТиНАО.
Не скрою, для программы это был стресс-тест, испытание нашим возможностям, техническим решениям и способности адаптироваться к новым условиям. Введенные весной временные ограничения позволили строителям и приходам уделить больше времени бюрократической стороне строительства — оформлению всей проектно-разрешительной и рабочей документации, согласовательным процедурам. Таким образом, нам приходилось оперативно менять форматы и подходы всей системы организации работ с учетом новых реалий. Сейчас началась массовая вакцинация. Наши столичные строители и здесь в первых рядах. Уверен, что по окончании вакцинации, когда откроется возможность полноценной работы, строительство храмов пойдет активнее.
Вообще же в такие времена стала очевидна важность нашей программы для поддержания состояния здорового оптимизма у москвичей, подъёма душевных сил населения. Организация онлайн-трансляций богослужений, помощь нуждающимся, которую оказывали приходы, помогли преодолеть самый мрачный период так называемого локдауна, сохраняя присутствие духа. Взаимопомощь, благотворительность и духовная поддержка — краеугольные принципы существования нравственно богатой православной общины.
— Какие храмы начали строить в этом году?
— Как я уже сказал, началось строительство 10 храмов. Сразу 4 храмовых комплекса в ЗАО, 2 в ВАО, 1 в ЮАО, 1 в СЗАО, 1 в ЮЗАО и 1 в САО. Основной подход — строительство храмов вместимостью не менее 500 прихожан.
Например, храм Феодора Ушакова на Речном вокзале. Это одноэтажный храм со звонницей на 500 человек. Приходской дом будет пристроенным к храму двухэтажным зданием, где разместятся классы воскресной школы. Сейчас на участке установлен временный храм. Или строительство в ЗАО нового уникального храма на 800 прихожан в честь преподобного Алексия, человека Божия. Разработка проекта нового каменного храма закончилась ещё в 2019 году. Храм станет не только архитектурной визиткой района Крылатское, но и важным социокультурным центром. В его составе ряд образовательных, культурных и социальных подразделений. Стены храма украсят мозаичными иконами. Эту уникальную и кропотливую работу будут выполнять известные скульпторы и мастера-мозаичисты. В основном все храмовые комплексы вместимостью свыше 500 прихожан. Строится и самый крупный в европейской части России деревянный храм в Люблино, вместимость которого рассчитана на 700 прихожан. Началось строительство самого большого программного храмового комплекса в честь Дмитрия Донского в Северном Бутове. Только вместимость храма, причем уже по новым стандартам соблюдения социальной дистанции, рассчитана на 1000 человек. Весь комплекс — это целый архитектурно-ландшафтный ансамбль, площадь застройки которого составит более 15 тысяч квадратных метров. Это все самые яркие примеры.
— Говорят, при МГУ построят новый храм по программе, но не все студенты этим довольны.
— Расписанием и ценой за обучение тоже не все довольны, наверное. Уже после того, как мы объявили о намерении построить этот храм, я видел новости, что студенты собирали подписи за строительство церкви «макаронного бога». Студенчеству привычны всякие -измы: максимализм, нигилизм. Я это расцениваю скорее как не слишком удачную шутку или троллинг.
Что же кается строительства программного храма на территории МГУ, это инициатива прихода. Кстати, еще в 2000 году к ректору МГУ Виктору Антоновичу Садовничему с просьбой о строительстве храма обратились свыше 2000 сотрудников МГУ. А сегодня только благодаря существованию «программы-200» такое строительство стало возможным. Оно начнется в 2021 году.
Нужно учитывать, что МГУ — это крупнейшее в России высшее учебное заведение, которому в этом году исполнилось 265 лет. Сегодня общая численность студентов и профессорско-преподавательского состава — свыше 49 тысяч человек. Университет развивается, строятся новые корпуса, в этом году построен новый корпус общежития. Понятно, что храмовый комплекс будет востребован. Да и возводится он с учетом перспективных изменений самого крупного образовательного кластера, каким является МГУ.
Новый храм равноапостольных Кирилла и Мефодия на проспекте Вернадского будет 46 метров в высоту и рассчитан на 1000 человек. Он будет многоглавым с шатровой колокольней. В подземных этажах разместятся приходские помещения и духовный центр МГУ. Цокольный этаж и парадные лестницы строители облицуют гранитом, стены выложат полнотелым облицовочным кирпичом и декоративными элементами из фибробетона, а фасад украсят мозаичными панно. Элементы куполов, шатров и кресты будут выполнены из листов нитрита титана под золото.
Замечу, наша программа возрождает традицию строительства храмов при ведомствах и высших учебных заведениях. В Москве за десять лет реализации «программы-200» возведено и восстановлено несколько университетских храмов. Есть яркие примеры: восстановлен Князь-Владимирский храм при Свято-Тихоновском университете в Лиховом переулке, возведены храм Александра Невского при МГИМО и храм Иверской иконы Божией Матери при Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, восстановлен храм в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» при РЭУ имени Плеханова в Стремянном переулке. Возведены или восстановлены ряд ведомственных храмов — храм Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково, который стал главным храмом МЧС России, храм Николая Мирликийского на улице Лодочной стал главным храмом столичных речников. Восстановлены храм Преображения Господня на Преображенской площади (главный храм Сухопутных сил России), храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках (главный храм Воздушно-десантных войск), построен храм Федора Ушакова в Южном Бутове (главный храм сотрудников Службы внешней разведки России, погибших при исполнении своего воинского долга). И это лишь некоторые примеры.
— Как введенный режим самоизоляции повлиял на выполнение дорожной карты строительства храмов?
— Поначалу казалось, что весенний локдаун не слишком повлияет на сроки сдачи храмовых комплексов. Вышло немного иначе. Пришлось несколько скорректировать дорожную карту программы. Затяжные летние дожди осложнили возвращение к строительству на 3 объектах, котлованы этих стройплощадок оказались затоплены. Прежде чем продолжить работу, пришлось сначала откачивать воду и вводить дополнительные меры технологической защиты при устройстве котлованов и ведении работ нулевого цикла.
Также были усилены требования к соблюдению всех санитарно-эпидемиологических норм на других объектах строительства, в том числе меньшее количество работников на стройплощадках. Все это важнейшие факторы. Пришлось отказаться от традиционных субботних объездов и заменить их селекторными совещаниями в удаленном формате. Все ради безопасности людей. В этой связи дорожная карта программы на 2020 год была скорректирована в части изменения сроков и сдвига этапов строительства, и даже переноса сдачи в эксплуатацию и церемоний великого освящения по нескольким объектам.
Отдельно с прискорбием отмечу, что на некоторых стройках сказалась потеря настоятеля или некоторых служителей духовенства храма из-за коронавирусной инфекции. Так в конце октября всех нас покинул отец Дмитрий Смирнов, настоятель программного храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, в середине ноября от нас ушёл отец Дмитрий Арзуманов, настоятель самого большого храма в ВАО, собора Сретения Господня в Жулебине. Из-за пандемии только 4 храмовых комплекса были освящены в этом году, остальные 12 храмов готовы к освящению и ждут, когда проведение этого всегда массового мероприятия будет возможным. В этом году завершили и сдали в эксплуатацию долгожданный храмовый комплекс святителя Спиридона Тримифунтского на улице Барклая. Завершено строительство двух масштабных проектов — храма Константина и Елены в Митине и храма Сретения Господня на Саранской.
Признаюсь, я человек активный: что самоизоляция, что отмена объездов с большим количеством специалистов — участников программы дались мне нелегко. Я предпочитаю личный осмотр стройплощадок, личные беседы с ответственными за строительство людьми. Пришлось подстроиться под новый формат, сочетая его с посещением объектов строительства после завершения каждого нового этапа работ.
Замечу, что все наши программные объекты оснащены камерами, чтобы наблюдать за ходом строительных работ. Это очень облегчает работу сегодня. Есть специальная цифровая платформа, куда поступают самые свежие данные. За десять лет программы система контроля за ходом работ отлажена нами до мельчайших деталей. А в этом году она отшлифована с учетом нового вызова, каким стала для всех пандемия.
— Как пандемия сказалась на финансировании строительства храмов?
— Казалось бы, торможение экономики, вызванное пандемией, некоторое снижение доходов и общая неуверенность в прогнозировании в связи с эпидемией COVID-19 должны были снизить приток пожертвований для строительств новых святынь. Но, к счастью, на программу эти факторы особенно не повлияли. У нашей программы остаются верные крупные благотворители — например, такие, как «Норникель». Благодаря этой компании был завершен храм Покрова Пресвятой Богородицы в Некрасовке и завершено строительство храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов. А всего этой компанией построено шесть программных храмовых комплексов, и в этом году начал строиться еще один — в честь преподобного Сергия Радонежского на улице Красноярской в ВАО. Есть у программы и другие постоянные, пусть и менее крупные, жертвователи, благодаря которым существенный приток пожертвований не иссякает. И главное, что в основном массиве благотворительной помощи 50% приходится на простых граждан, причем не только москвичей, но и жителей других регионов страны.
— Как вы сказали, в этом году «программе-200» исполнилось десять лет. С какими итогами вы пришли к юбилею?
— Конечно, жаль, что не удалось выполнить все задуманное, как-то отпраздновать юбилей… Но человек предполагает, а Бог располагает, как говорится. На будущий год у нас предстоят и церемонии освящения, и введение в эксплуатацию, и начало новых строительств.
Итоги на середину декабря у нас такие: всего в работе по проектированию и строительству 281 храмовый комплекс, по 10 из которых в ТиНАО начнется активная подготовка к строительству в 2021 году. Это отличный результат на будущее, мы уже взяли первую поставленную планку, преодолев заявленную десять лет назад цифру в 200 храмов.
Всего за десять лет по программе на текущий день возведено 97 храмов, из них 80 храмовых комплексов введены в эксплуатацию и 12 ожидают ввода, остальные в процессе обустройства и благоукрашения. 37 храмов строятся, и ещё на 17 площадках готовятся к началу работ. Завершено оформление разрешительной документации 46 храмов, и еще по 21 храму идет оформление. Вот такие у нас итоги, если обобщать. В реальной документации ещё много других цифр и параметров, которые важны нам, строителям, а для прихожан важно одно: мы работали и работать будем, никакая беда не помешает реализации задуманного.
Фото: 200hramov.ru
См. также:
Ресин ждет: после вакцинации строительство храмов в Москве ускорится
Надвратный храм Новоспасского монастыря станет домовым храмом ИППО
В РПЦ – за возвращение храмов Александро-Невской лавры
Духовное собрание мусульман: Строительство мечетей – веление времени
Муфтий Гайнутдин предложил построить разные храмы в парке “Патриот”
В Мытищах заложили первый камень еврейского центра | Фото